Страницы истории яхт-клуба судостроительного завода «Авангард»
В конце семидесятых годов в журнале «Катера и яхты» был опубликован проект Стружилина А.С. яхты «Курьер». Яхтсмены яхт-клуба судостроительного завода «Авангард» взялись за постройку этих яхт. Первая яхта этого проекта под названием «Ukko», была построена под руководством Виктора Орова. Вторая яхта этого проекта под названием «Luotsi», была построена годом позже, под руководством Василия Бишева. Обе эти яхты были постоянными участниками Онежской регаты.
На фото №8 яхта «Ukko», под командованием Виктора Орова, после старта на Онежской регате.
На фото №7 яхта «Luotsi» под командованием Тихонова Владимира, в походе с поэтами Е.А. Евтушенко, М.В. Тарасовым, Львом Левинсоном и другими. В том походе принимали участие ещё две яхты яхт-клуба завода Авангард: яхта «Сариола» - капитан Шаталов Сергей и яхта «Ukko» - капитан Колобов Николай, вместе с ним был известный фотограф газеты «Ленинская правда» Геннадий Волков. Цель похода - годовщина смерти народной поэтессы Ирины Федосовой похороненной на кладбище деревни Кузаранда.
В 1978 г. в центральном конструкторском бюро «Нептун» г. Ленинграда, приняли решение усовершенствовать яхту класса «Ассоль» - приделать к ней бушприт и поставить дополнительный парус кливер. Ходовые испытания показали абсолютную ненужность этой задумки. В сильный ветер конструктора не смогли убрать кливер, при следующем заходе они опасно приблизились ко второй «Ассоли», ударили бушпритом о комингс кокпита и лишились бушприта. На этом затея «Ассоли» с кливером провалилась. На фото №3, где стоим у Монака, плохо видно бушприт на яхте которая стоит вторым корпусом. На фото №4 ленинградские конструктора в кокпите «Ассоли», пьём чай.
Фото №13. На шестом пирсе построились участники местных парусных гонок.
Фото №11. Неутомимый организатор почти всех парусных соревнований г. Петрозаводска Эдуард Евгеневич Кузнецов, как главный судья проводит инструктаж о прохождении дистанции.
В 1978 году на семинаре судей-мерителей в г. Таллин, я познакомился с яхтсменом из города Оленегорска, Скачиевским Валентином, где он и пригласил нас яхтсменов г. Петрозаводска принять участие в гонках на яхтах класса Дракон приуроченных к Дню металлурга на озере Имандра г.Мончегорск. Четыре года подряд мы принимали участие в этих хорошо организованных гонках, на этом прекрасном озере в окружении Хибин. В гонках принимали участие 14 Драконов, лодки без хозяев распределялись по жеребьёвке. По результатам соревнований ходили в середине.
Так же яхтсмены с. з. Авангард с 1974 г. участвовали в спортивных туристических походах. Первый поход ( я не считаю походов выходного дня) был организован на остров Валаам. Участники похода Тихонов В. Воронов Б. Орлов Б. Яхта «Наяда». Примечательный он тем, что пошли в этот поход без мотора. На Ладогу шли по Свири по течению, но против ветра в лавировку. Велик был соблазн затягивать галсы, в результате 14 раз снимались с мели, привыкли так, что всё это стало обыденным. На обратном пути шли по Свири против течения, но с попутным слабым ветром. На шлюзах терпеливо ждали когда мы наконец зайдём в камеру.
Затем был поход в г. Ленинград двумя лодками: яхта « Наяда» и «Риф», но уже с мотором, иначе не преодолеть Ивановские пороги реки Нева.
Самый интересный и привлекательный, в плане организации и подготовки, был поход в город Архангельск на Соловецкую регату. Помощь в приобретении карт, атласов, лоции, таблиц приливов и отливов, разрешение на проход Беломорканала, оказала спортивная организация «Водник» руководитель Г.Ф. Астраханцев и А. И. Никитин. С. з. Авангард помог снабжением и питанием. В походе и в гонках участвовали шесть человек, работники с.з. Авангард, члены яхт-клуба. Экипаж крейсерско-гоночной яхты «Наяда»: капитан Тихонов В., помошник Волхов В., Дедов В., Шаталов С., Кузнецов В., Паромонков В. Первую часть пути прошли в обычном режиме, в Повенце, на первом шлюзе, получили свежие газеты и разрешение на проход канала. Прошли 19 шлюзов. Шлюзовые камеры не пугали, был опыт их прохождения. Прошли канал ходом, шлюзовались одни, никто не мешал. На 19-ом шлюзе, в Шижне провели девиацию компаса и вышли в Белое море. Сразу после выхода из канала, рядом чуть не касаясь борта проплыла белуха, которая вызвала у нас восторг и удивление. Проложил курс на п. Нюхча, по просьбе В. Волхова - у него в посёлке жила мать. Но подойти к посёлку не смогли. Местные рыбаки предупредили, что даже с приливом с нашей осадкой зайти в губу невозможно. С Нюхчи проложил курс на о. Жижгин через Онежский залив Белого моря. Онежский залив порадовал нас обилием всевозможной живности, белухами которые с фырканьем выпрыгивали из воды, у некоторых видны были детёныши присосавшиеся к груди. Нерпы которые с любопытством разглядывали нас. Огромные стаи уток проносились мимо нас. Подходя к Жижгину погода начала портится, подул юго западный ветер, пошёл дождь. Проходить Жижгинской салмой не решился. Пошли оставив остров правым бортом, мимо буя ревуна, курс на Архангельск. Не знаю как, но пограничники нас не заметили хотя по всей вероятности Двинской залив был перекрыт для прохождения других судов.
Ночью прямо по курсу всплыла подводная лодка, которая вероятно проходила ходовые испытания. Когда подошли к Двине, оказалось что у нас нет атласа этой реки. Но на наше счастье здесь пограничники нас заметили. Подошли к нам, жезлом приказали остановиться. Пригласили на борт катера, где мне пришлось объяснить цель нашего прихода. По моей просьбе, моряки показали мне путь до яхт-клуба «Водник» г. Архангельск. И так мы благополучно дошли до яхт-клуба, где нас горячо поприветствовал Олимпийский чемпион в классе яхт «Дракон» Ю. Анисимов.
За тем участие в гонках Соловецкой регаты, где мы должны в пяти гонках пройти 600 миль. Первую гонку г. Архангельск – о. Анзерский, бухта Капельская, прошли с попутным сильным ветром под спинакерами. Прошли быстро. Волна, выше сельсовета, иногда не было видно топа мачт рядом идущих яхт. Вторая гонка о.Анзерский - г.Онего - Соловки прошла по штилям. Шли почти трое суток, кончилась пресная вода, хлеб. Но выдержали. Обратный путь с Архангельска домой занял трое суток, шли без остановки чтобы успеть на Онежскую регату. И так было пройдено 1800 миль увлекательного путешествия. Ещё пройдено 600 миль на Онежской регате и того за сезон 2400 мили, и все это за один сезон.
Фото №2. Легенда Онежского озера. Крейсерско-гоночная яхта проекта Л - 3 "Наяда", участница девяти Онежских регат и одной Соловецкой регаты. На ней совершено три похода: Петрозаводск – Валаам, Петрозаводск – Ленинград, Петрозаводск - Архангельск. Капитан яхты Тихонов В. Д.
Тихонов В.Д.
-
1. Лодка Дори, перестроенная в шхуну яхтсменами с.з. Авангард 1972г.
-
2. Яхта Наяда. Участница девяти Онежских регат и одной Соловецкой. Капитан Тихонов В.Д.
-
3. Ходовые испытания яхты Ассоль, о.Монак
-
4. Ассоль. Ходовые испытания
-
5. Владимир Тихонов и Шаталов Сергей
-
6. Буера Авангарда 1976г.
-
7. Яхта Luotsi
-
8. Яхта Укко. Старт Онежской регаты
-
9. Швертбот Монплезир 1983 г.
-
10. Копия Гокстадской лодьи 9 века. Построена на с.з. Авангард в 1983 г. для фильма И на камнях растут деревья.
-
11. Эдуард Евгеньевич за работой
-
12. Гонки на кубок Ассоль Валаам 1987г. Лео Ланкинен, Сергей Багаев, Михаил Тихонов, Курочкин Володя
-
13. Построение яхтсменов на пирсе №6. КЛВТ
Вернуться к списку альбомов